Что строить, куда вкладывать и как управлять? В Москве прошла конференция Development now, организованная IM Events. На площадке удалось собрать экспертов из совершенно разных отраслей – отельеров, консультантов, УК, девелоперов, инвесторов, банкиров, которые обсудили три составляющие рынка: девелопмент, инвестиции и управление.
В сегменте девелопмента наиболее актуальной проблемой оказалось привлечение западных инвесторов на российский рынок. С одной стороны, по словам Михаила Курнева, генерального директора Storm Properties, в России есть огромный неудовлетворенный спрос, рынок характеризуется низкой конкуренцией среди девелоперов (в отличие, скажем, от рынка США), а законодательная неурегулированность дает девелоперу возможность «сильно издеваться» над конечным потребителем, меняя качество и сроки предоставления продукта.
С другой стороны, большая проблема – в рисках для компаний, вступающих на российский рынок. В этом вопросе мнения экспертов оказались диаметрально противоположными – кто-то уверен, что политические риски слишком высоки, а кто-то считает, что они с лихвой компенсируются высокой доходностью объектов в России. По мнению Камерона Сойера, председателя совета директоров GVA Sawyer, на Западе есть свои проблемы, куда более серьезные – это риски того, что готовый объект никто не купит. «На Западе при малейшей ошибке никто из арендаторов не “сядет” в ТЦ. В России для этого нужно как минимум 100 оплошностей», - иронизирует эксперт.
По мнению г-на Сойера, российский рынок девелопмента еще не развит, он находится на примитивном уровне. В частности, в зачаточно состоянии находится финансирование через инвестиционные фонды, которые на Западе вкладывают в коммерческае проекты львиную долю средств.
Сказывается незнание иностранными компаниями российского рынка, отсутствие информации о нем, что ведет к стереотипному мышлению. «Те иностранные инвесторы, которые уже находятся в России, не хотят уходить, но информацией с коллегами они не делятся – зачем привлекать конкурентов?» - поясняет логику западных компаний Николай Крайнов, президент инвестиционной группы «Покров».
Что касается российских инвесторов, то одними из наиболее перспективных проектов для них являются многофункциональные комплексы (Capital Group), редевелопмент промзон с создание техно- или бизнес-парков (Nagatino I-Land), для жилого строительства – среднеэтажные комплексные жилые проекты (MBF Group).
Меж тем, международные компании, уже работающие в России (AECOM), призывают инвесторов обратить внимание на такие нетрадиционные (а точнее, нелюбимые) вложения средств, как транспортная инфраструктура (дороги, без которых не будет доступа к коммерческим объектам), спортивные (стадионы к ЧМ-2018, в т.ч. в регионах) и инновационные (Сколково, «зеленые» дома) объекты. Впрочем, российские компании вряд ли в ближайшее время будут вкладываться в такие проекты – все же главную роль для них играет прибыль, наличие которой в вышеперечисленных объектах крайне сомнительно.
Другой сегмент – управление коммерческой недвижимостью. По мнению Максима Сибирякова, руководителя отдела управления проектами Cushman&Wakefield, сейчас собственники склоняются к передаче объекта под управление профессиональной УК – в большинстве случаев это объясняется желанием сэкономить на функционировании дополнительной внутренней структуры. Отдельная категория – это отели, которые без профессионального оператора обойтись не могут. К примеру, международный оператор Hilton планирует до 2015 г. открыть 28 отелей в России.
Сегментов рынка много, и у каждого – свои потребности и проблемы. Все эксперты сходятся в том, что для представления интересов рынка нужно создавать саморегулирующиеся организации (большинство из действующих сегодня неэффективны, признают бизнесмены), однако возглавить такую структуру никто не хочет, боясь в дальнейшем обвинений в предвзятости и лоббировании интересов собственной компании. Однако как привлечь к руководству человека, хорошо знакомого с рынком, но «не завязанного» на какую-либо компанию, остается загадкой.