Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта
Новое на сайте

21 октября состоялась Всероссийская конференция «Государственная кадастровая оценка и система налогообложения объектов недвижимости в России»

23.10.2010
21 октября 2010 года состоялась Всероссийская конференция «Государственная кадастровая оценка и система налогообложения объектов недвижимости в России». Организаторами выступили Информационное агентство AK&M, НП «СМАО»  и НП «Кадастр-оценка» при поддержке Минэкономразвития России и Росреестра.
 
Конференция состоялась накануне введения в действие Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
 
Организаторам удалось создать площадку для  всестороннего обсуждения изменений в системе государственной кадастровой оценки. Были освещены такие важные вопросы, как последствия принятия закона для развития системы имущественных отношений, новые стандарты кадастровой оценки в России, кадастровая стоимость как налоговая база для введения местного налога на недвижимость, проблемы споров о результатах определения кадастровой стоимости, порядок осуществления надзора со стороны СРО за деятельностью оценщиков.
 
 Программа конференции состояла из двух  пленарных заседаний :
- «Система государственной кадастровой оценки в России: прошлое, настоящее и будущее»;
- «Новые подходы в системе кадастровой оценки и новые требования к оценочной деятельности в России»;
и завершающего заседания «Методические вопросы проведения массовой государственной кадастровой оценки».
 
На конференции выступили представители Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Комитета по собственности Государственной думы РФ, Росреестра, Федеральной налоговой службы, Национального Совета по оценочной деятельности, органов власти субъектов Российской Федерации, ФГУП «Ростехинвентаризация», Российской гильдии риелторов, профессионального оценочного сообщества и саморегулируемых организаций оценщиков.
 
Конференцию открыла Зоя Ларькина, генеральный директор Информационного агентства AK&M. После чего передала слово Директору Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Ивану Осколкову. Особое внимание в своем докладе И.Осколков уделил появившейся в связи с принятием Федерального закона возможности внесудебного урегулирования споров о результатах государственной кадастровой оценки в специально создаваемых комиссиях при территориальных органах Росреестра, в состав которых войдут представители как органов власти, так и профессионального сообщества оценщиков. Также отметил, что Минэкономразвития России в настоящее время разрабатывает типовые требования к порядку создания и работы комиссий по рассмотрению споров о государственной кадастровой оценке. Предполагается, что комиссия не может отказать в пересмотре кадастровой стоимости на основании индивидуально определенной рыночной стоимости объекта недвижимости, что до принятия закона было практически исключено и в судебном порядке. Кроме того, такие комиссии станут площадками для обсуждения допущенных ошибок при определении кадастровой стоимости.
 
 По мнению И. Осколкова, одним из важнейших и значимых событий, произошедших после принятия Федерального закона, является разработка и представление в Минэкономразвития России Национальным советом по оценочной деятельности на утверждение Федерального стандарта оценки «Кадастровая оценка объектов недвижимости (ФСО №4)».
 
Среди актов, которые Минэкономразвития России необходимо разработать и утвердить, И. Осколков также указал Порядок ведения Фонда данных государственной кадастровой оценки и представления сведений из этого фонда, который должен стать одним из элементов информационного обеспечения государственной кадастровой оценки. Из Федерального закона следует, что Росреестр должен собирать в этот фонд исходные данные и результаты государственной кадастровой оценки, а также осуществлять мониторинг рынка недвижимости. Указанные сведения и результаты мониторинга будут составлять фонд данных. Иван Осколков подчеркнул, что помимо структурированных сведений и результатов мониторинга рынка недвижимости, фонд данных должен содержать отчеты об определении кадастровой стоимости в целях обеспечения возможности ознакомиться с ними для всех желающих.
 
 Еще одним нормативным правовым актом, который необходимо разработать ввиду принятия Федерального закона, является порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поставленных на кадастровый учет в период между датами проведения государственной кадастровой оценки, а также объектов недвижимости, в отношении которых в указанный период произошли изменения их учетных характеристик, влияющих на кадастровую стоимость.
 
В заключение своего выступления И. Осколков отметил, что поскольку кадастровую стоимость определяют оценщики, контроль за деятельностью которых государство передало саморегулируемым организациям оценщиков, таким организациям необходимо устанавливать дополнительные требования к   профессиональному образованию своих членов (оценщиков), которые участвуют в государственной кадастровой оценке. Кроме того, саморегулируемым организациям оценщиков необходимо разработать свои стандарты и правила определения кадастровой стоимости в развитие федеральных стандартов.
 
В последующем выступлении Юрий Акиньшин, заместитель руководителя Росреестра акцентировал внимание слушателей на том, что мероприятия по мониторингу рынка недвижимости и анализу социально-экономических последствий введения единого налога на недвижимость Росреестр проводит в рамках Федеральной целевой программы, а вступление в силу нового закона закрепляет эти процедуры уже как обязательные. Также заместитель руководителя Росреестра отметил, что сейчас создается техническая основа для единого федерального информационного ресурса (ФИР), который в целом массиве данных будет содержать, в том числе, и сведения по кадастровой оценке земельных участков и объектов недвижимости. Создание единого федерального информационного ресурса не только упростит и удешевит работу, но и обеспечит доступность и прозрачность этих данных для общества.
 
Продолжила конференцию Светлана Бондарчук и посвятила свое выступление вопросам информационного взаимодействия между Росреестром и ФНС России при исчислении и взимании имущественных налогов; необходимости повышения роли имущественных налогов в бюджетной системе РФ. Г-жа Бондарчук привела пример, что анализируя текущую ситуацию, можно увидеть, что доля имущественных налогов в ВВП составляет всего лишь 0,02 %, а разница налоговой нагрузки на одного налогоплательщика по налогу на имущество физических лиц достигает 126 раз в зависимости от региона России.
 
Также были отмечены основные меры по повышению роли имущественных налогов, которые стоят в ближайшие годы перед ФНС и Росреестром (главным поставщиком информации для ФНС):
  • Завершение формирования государственного кадастра недвижимости, содержащего топографическую основу, сведения о земельных участках, объектах капитального строительства на них расположенных, границах административно-территориальных образований
  • Создание единого информационного ресурса, объединяющего данные государственного кадастра недвижимости и данные государственной регистрации прав на недвижимое имущество
  • Создание единого адресного пространства
  • Использование в информационных ресурсах органов власти и организаций, предоставляющих сведения ФНС России для целей исчисления и взимания имущественных налогов ИНН, как реквизита, идентифицирующего правообладателя
  • Введение налога на недвижимость.
 
Вячеслав Спиренков (Минэкономразвития) рассказал о переходе от инвентаризационной стоимости к кадастровой, в том числе о порядке переноса сведений их учетной системы БТИ в государственный кадастр недвижимости ; а также сроках переходного периода - до начала 2013 года.
 
Зам. директора Центра страховых программ ОАО СК «РОСНО», Александр Лебединов рассказал о проблемных вопросах, которые возникают при страховании ответственности оценщиков:
  1. Как может быть привлечен к ответственности оценщик, работающий по трудовому договору у работодателя, заказчиком оценки или каким-либо третьим лицом?
  2. Какова правовая «природа» ответственности специалистов-оценщиков и оценочных организаций? 
  3. Как может быть в добровольном порядке застрахована ответственность оценочной организации перед заказчиками оценки, учитывая требования ст.932 ГК РФ? 
  4. Какое именно событие должно «попасть» в период действия договора страхования ответственности оценщика?
  5. Что именно должно произойти («уложиться») в срок исковой давности? 
  6. Какова продолжительность срока исковой давности в отношении страхования ответственности оценщиков, учитывая новую редакцию ст.966 ГК РФ?
Исполнительный директор Росземпроекта Андрей Гуськов с докладом «О влиянии кадастровой оценки на развитие сельский территорий в стране» завершил работу первой секции.
Антон Кузьминовпредседатель Арбитражного суда Тульской области и Артем Драчен, председатель четвертого судебного состава Арбитражного суда Тульской области после перерыва во второй части пленарного заседания рассказали о возникающих спорах о результатах определения кадастровой стоимости и противоречивости судебной практики.
 
Свое выступление Иван Кабулаев, вице-президент УК «Тройка Диалог» посвятил теме: «Отдельные аспекты налогообложения недвижимого имущества» и рассказал о проблемах, которые могут возникнуть у ПИФов при изменении системы налогообложения.
Тема «Методические указания и технические рекомендации по оценке земель сельскохозяйственного назначения» была раскрыта в выступлениях Владислава Федотова, начальника отдела нормативного правового регулирования оценочной деятельности Минэкономразвития России и Сергея Носова, начальника Центра классификации земель и оценки недвижимости ФГУП «Госземкадастрсъемка».
 
Руководитель комитета по коммерческой недвижимости Российской Гильдии Риэлторов Константин Апрелев  свое выступление посвятил вопросам оценки влияния реформы имущественных налогов на развитие территорий поселений, объемы строительства и доступность жилья. В частности он рассказал, что при введении Единого налога стоят следующие задачи:
  1. Ликвидация перекоса в налоговом поле, возникшего в результате административной реформы и недостатка в финансировании бюджетов муниципалитетов. 
  2. Создание механизмов мотивации и развития эффективного муниципального управления и индикаторов эффективности управления и развития территорий поселений.
  3. Создание стратегической мотивации органов управления в развитии территории поселения.
  4. Привлечение инвестиций в создание объектов недвижимости и бизнеса для расширения налоговой базы бюджета поселений.
  5. Повышение конкурентоспособности территорий поселений и выравнивание экономического развития территорий.
  6. Введение более справедливого и экономически целесообразного налога на владение недвижимостью. 
При этом отметил, что избежать перекосов при введении налога на недвижимость можно при:
  1. Введении дифференциации ставки налога, в зависимости от каждого из типов жилья регионах России в зависимости от преобладания типовой застройки. Средних региональных цен на жилье эконом класса. 
  2. Выведении из под налогообложения социальной нормы квадратных метров на одного проживающего, установленной в конкретном муниципальном образовании 12-18 кв.м 
  3. Введении понижающего коэффициента 0,7 для определения Кадастровой стоимости определяя налог по среднегодовой стоимости квадратного метра.

Завершающее заседание «Методические вопросы проведения массовой государственной кадастровой оценки» открыл Вице-президен НП «СМАОс», директор Института оценки собственности и финансовой деятельности Николай Волович и в своем выступлении затронул тему о недостаточности методического обеспечения оценочной деятельности в части определения кадастровой стоимости. На практических примерах показал необходимость разработать более внятное определение кадастровой стоимости; а также внести коррективы в стандарты и правила определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

 

Президент НП «Кадастр-оценка» Петр Сапожников в своем докладе осветил тему методологии экспертизы кадастровой стоимости в СРОО. Он отметил, что изменения в ФЗ-135 направлены на законодательное закрепление понятия и видов экспертиз отчетов об оценке, минимальных требований к экспертам СРОО, возможности СРОО устанавливать дополнительные требования к членам ЭС СРОО. В частности, экспертиза отчетов проводится в течение 30 дней с даты составления отчета СРОО, членами которой являются оценщики ; эксперт СРОО, член экспертного совета СРОО, должен пройти единый квалификационный экзамен (аттестация проводится аттестационной комиссией НСОД) по соответствующей категории и избранный в состав ЭС СРОО общим собранием СРОО.
 
К основным задачам СРОО по экспертизе работ по кадастровой стоимости относятся:
  1. Качественное и количественное изменение состава экспертов, позволяющее в установленные сроки провести экспертизу отчетов об определении кадастровой стоимости с надлежащим качеством.
  2. Разработка и утверждение стандартов и правил СРОО в области кадастровой оценки.
  3. Четкая регламентация действий экспертов, сроков и порядка проведения экспертизы отчетов об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости ( как первичной, так и повторной).
  4. Сертификация экспертов по направлению «Эксперт отчетов об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости». Проведение установочных семинаров, направленных на улучшение качества подготовки экспертов в области кадастровой оценки.
  5. Необходима разработка типовой структуры отчета по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в СРОО. 
Во второй  части конференции также выступили: Президент НП "СМАОс" Марина Федотова, Генеральный директор ООО «Управляющая компания «Мунерман и Партнеры», Председатель Комитета по информатизации НП «СМАОс» Илья Мунерман, Руководитель рабочей группы по разработке ФСО № 4, Вице-Президент НП «СМАОс»,Сергей Грибовский;
а также Президент РОО Светлана Табакова и Вице-Президент РОО Евгений Нейман. 
25 октября 2010 года на сайте СМАО будут представлены Вашему вниманию видео-материалы выступлений участников.
 
В заключение можно сказать, что на конференции были созданы предпосылки для последующей эффективной реализации механизмов взаимодействия всех участников, вовлеченных в систему государственной кадастровой оценки: оценщиков, регуляторов и потребителей оценочных услуг; предложения, которые были озвучены на конференции будут востребованы для дальнейшего усовершенствования процедуры государственной кадастровой оценки в России.
 
Также следует отметить, что кульминацией  Всероссийской конференции «Государственная кадастровая оценка и система налогообложения объектов недвижимости в России» 22 октября 2010 года стал круглый стол, организованный СМАО для членов Партнерства, на котором были предложены следующие вопросы к обсуждению: 
 
  • Квалификация специалистов, осуществляющих определение кадастровой стоимости и членов Экспертного совета, осуществляющих экспертизы отчетов об оценке.
  • Стандарты и правила оценочной деятельности НП «СМАОс», регулирующие вопросы определения кадастровой стоимости.
  • Экспертиза отчетов об определении кадастровой стоимости.
  • Отчет об определении рыночной стоимости, используемый как основание для пересмотра результатов кадастровой стоимости.
  • Выработка позиции НП «СМАОс» по спорным вопросам при проведении государственной кадастровой оценки.
 Итоговые материалы круглого стола смотрите на сайте СМАО.
 
This text will be replaced

  

 

 

<#gallery_content_scroll(98);#>