Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Калининградским торговым портом теперь будет управлять Росимущество

24.10.2023

Морской торговый порт самого западного региона страны переживает серьезные перемены. После многочисленных разбирательств и судебных тяжб его акции изъяли у частных лиц в пользу государства. Теперь управлять организацией будет Росимущество. Власти региона убеждены, что это решение "встряхнет" портовую инфраструктуру и поможет найти новых инвесторов.

Сегодня морские ворота эксклава работают и принимают суда, которые в санкционных условиях связывают Калининградскую область с основной территорией России. Здесь переваливают уголь, зерно, удобрения и другие виды грузов. Несмотря на управленческие изменения, сотрудники продолжают трудиться. Для них, заверили власти, ничего не изменилось. "Мы находимся в постоянном контакте с федеральным минтрансом и Росморпортом. Сегодня порту необходимы грамотные управленцы, которые будут заниматься его развитием. Полагаем, что в перспективе здесь может появиться инвестор, поскольку этот объект является стратегическим не только для нашего региона, но и для всей страны", - рассказал губернатор Калининградской области Антон Алиханов.

Новая история морского торгового порта началась после решения Арбитражного суда Калининградской области.

На заседании Арбитражного суда удовлетворили иск Генпрокуратуры, поданный совместно с ФАС России, об изъятии более 45 процентов акций порта в доход государства. Дело в том, что внушительный объем ценных бумаг принадлежал группе лиц, в которую входили депутат Госдумы РФ, его теща и иностранный инвестор, зарегистрированный в шотландском Эдинбурге.

Владея фактически контрольным пакетом акций, они установили контроль над портовой инфраструктурой, которая крайне важна для обеспечения безопасности государства. Что интересно - сделки по покупке бондов никто не согласовывал с федеральным правительством. Учитывая специфику калининградского порта, это должно было быть обязательным условием. В итоге прокуратура потребовала взыскать в доход государства 46,5 тысячи незаконно проданных ценных бумаг. У депутата и его тещи по решению суда изъяли более 50 тысяч акций, дополнительно с них взыскали сумму неполученного дохода, которая превысила 369 миллионов рублей. Имущество народного избранника и членов его семьи арестовали.

Участники сделок по продаже 46,5% акций морского торгового порта, включая шотландскую компанию, пытались оспорить доводы о том, что объект является для региона стратегическим. Однако ФАС привела доказательства о том, что доля предприятия на рынке перевалки грузов в калининградском порту превышает 20%. По действующему законодательству такие объемы свидетельствуют о доминирующем положении на рынке. Позиция акционеров в суде не подтвердилась.

Теперь калининградские морские ворота перешли в собственность государства. Управлять торговым портом будут пока через Росимущество. Однако власти не исключают передачу активов инвестору, который готов вложиться в развитие портовой инфраструктуры. Вот только требования к нему будут предъявлять куда более жесткие. "Поскольку длительное время порт управлялся частными акционерами, сложно говорить о том, насколько эффективно работало предприятие. Сегодня инфраструктуре есть куда расти, поскольку терминалы не загружены на полную мощность, - прокомментировал председатель комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры областного Заксобрания Александр Никулин. - Это застарелая проблема. Грузы, которые приходили в наш порт, должны были обязательно идти транзитом через Литву, что негативно отразилось на конкурентоспособности калининградских предприятий. Литовцы специально устанавливали высокие тарифы на транзит, чтобы их порт в Клайпеде выглядел более привлекательно. Сегодня мы также весьма ограничены, поскольку грузы, идущие на Россию, выгоднее завозить в Усть-Лугу".

Новая история морского торгового порта началась после решения Арбитражного суда Калининградской области

Однако эксперт убежден, что портовая инфраструктура в любом случае нуждается в развитии. Перспективным направлением является китайский транзит. До введения санкций Калининград выступал удобным логистическим хабом, где аккумулировались грузы из Поднебесной, предназначенные для Европы. Сейчас логистика перестраивается, и у региона открываются перспективы прямого экспорта и импорта товаров на азиатском направлении.

Заинтересованность Китая в транзите через Калининград подтверждает недавний контейнеровоз из Поднебесной, который впервые пришел в российский эксклав по Севморпути. На маршрут "Санкт-Петербург, Калининград - порты Китая" уже планируют поставить четыре судна, каждое из которых вмещает грузы объемом 1,6-3,5 тысячи TEU. И Калининградский порт сыграет в развитии этого направления не последнюю роль.

Источник: Российская газета