Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев о налоговых нововведениях, которые готовят россиянам депутаты в 2010 году

18.03.2010

Как известно, введение единого налога на недвижимость было отложено на 2012 год. И владельцы квартир, земельных участков и жилых домов вздохнули спокойно: еще 2 года физическими юридическим лицам предстоит прожить в существующем налоговом режиме. Отложив данный вопрос в долгий ящик, в весеннюю сессию депутаты запланировали около 40 налоговых новелл, в числе которых есть и те, которые направлены на поддержку инвестиций в строительство.

 

О том, что готовит год грядущий россиянам в области налогообложения, RealEstate.ru рассказывает председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев:
 
Юрий Викторович, расскажите, пожалуйста, о планах Комитета на 2010 год. Что нового готовится в области налогового законодательства? Коснутся ли нововведения сферы недвижимости и строительства?
 
В программе законодательной работы нашего комитета на весеннюю сессию запланировано сорок налоговых новелл. Это нормативы, направленные на совершенствование принципов определения цен налогообложения, на оптимизацию расходов инвесторов на строительство объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры и другие. Данные нормативы содержат в себе реальные антикризисные меры, направленные на поддержку отечественной промышленности и различных сфер малого и среднего бизнеса.
 
Касаемо строительства и недвижимости. К примеру, к настоящему моменту подготовлены и приняты в первом чтении поправки в главу 25 второй части Налогового кодекса по предоставлению налоговых льгот для инвесторов, финансирующих строительство и ремонт дорог, мостов, социального жилья. Законопроект расширит Градостроительный кодекс новыми статьями, предоставляющими определенные льготы предпринимателям,  вкладывающим средства  в строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры.
 
Для стимулирования инвесторов и развития рынка доступного жилья будет также установлено специальное правовое регулирование в отношении определения налоговой базы по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих строительные работы в этом направлении. Причем льготное налогообложение строительной деятельности компании будет засчитываться, начиная с 1 января 2007 года по 1 января 2011 года на основе заключенных инвестиционных соглашений между ними и органами государственной власти или местного самоуправления.
 
Законопроектом предусмотрено, что расходы на строительство доступного жилья, дорог, мостов, школ, детских садов в течение срока не менее пяти лет (даты при этом определяются налогоплательщиком самостоятельно) будут иметь льготное налогообложение. 
 
Одновременно, в пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ вносится уточнение, позволяющее учитывать для льготного налогообложения прибыль организаций, получаемую  при строительстве этих объектов, если имеется соответствующее обязательство  по передаче их в муниципальную или государственную собственность, и если этот процесс носит безвозмездный характер.
 
Какие законопроекты из тех, что приняты в первом чтении и касающихся сферы строительства и недвижимости, Вы могли бы отметить?

 
Среди принятых в первом чтении законопроектов я бы отметил поправки в закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», ужесточающий  налоговую ответственность лиц, приобретающих в собственность объекты культурного наследия.
 
В то же время проект устанавливает налоговые льготы в отношении собственников, выполняющих добросовестно требования по сохранению памятников. За счет предоставления бюджетных субсидий им будут предоставляться компенсации для сохранения объектов культурного наследия. В частности, предполагается расширить сферу льготного налогообложения не только на ремонтно- реставрационные работы, но и научно -исследовательские, изыскательские, противоаварийные работы, направленные на сохранение памятников культурного наследия.
 

Готов к первому чтению и правительственный законопроект «О внесении изменений в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,  в Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс РФ», направленный на совершенствование механизмов регулирования внешней трудовой миграции, защиты национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы.

 

В частности, будут предоставлены различные, в том числе и налоговые льготы, высококвалифицированным специалистам. Им и членам их семей будет оформлен вид на жительство на срок действия договора. Причем, если срок работы составляет не менее 183 календарных дней, им будет предоставляться налоговый режим по ставке 13%.

 

Законопроектом предусмотрено приобретение иностранными гражданами в территориальных органах миграционной службы патент стоимостью 1 тыс. руб. в месяц. Срок патента может быть продолжен путем ежемесячной его оплаты в размере данной суммы, и при этом мигранты освобождены от бюрократических  хождений по мукам по инстанциям.
 
Расскажите, пожалуйста, почему же все-таки переносится введение единого налога на недвижимость. Почему Минфин и Минэкономразвития не могут прийти к общему знаменателю в этом вопросе?
 
Введение единого налога на недвижимость в РФ  переносится уже несколько раз и все по разным причинам.
 
В данный момент официально на 2012 год, хотя не факт, что этот срок окончательный. Причины переноса лежат на поверхности: в РФ до сих пор не сформировалось единой системы государственного кадастра. А если ее нет, то невозможно и определить налоговую базу для его введения. Напомню, что именно кадастровая стоимость объектов недвижимости должна дать нам налоговую базу для нового налога.
 
Руководство страны намерено активизировать процесс разработки и принятия всех соответствующих нормативно-правовых актов, касающихся введения единого налога на недвижимость, и сформировать госкадастр. Однако два профильных министерства - Министерство финансов и Министерство экономического развития (МЭР) -  находятся в стадии обсуждения вопроса дифференциации ставок для разных категорий граждан, а также для разных типов объектов. Кроме того, пока нет однозначного ответа на вопрос, как целесообразно взымать данный налог. В частности, только с физических лиц или и с юрлиц тоже?
 
При обсуждении концепции данного налога, Комитет будет стоять на том, чтобы с введением этого налога не был нанесен урон стабильности нашего общества. Как известно, его основу составляет средний класс. И у нас есть определенные опасения на его счет. Ведь, вероятнее всего, малоимущие налогоплательщики будут тем или иным образом освобождены от уплаты данного налога, а владельцам элитных квартир так или иначе этот налог будет по карману.
 
Позиция Комитета в данном вопросе состоит в том, что принцип «социальной справедливости» при налогообложении, под которым рассматривается справедливое распределение налоговой нагрузки, должен быть соблюден. И опыт подобной «налоговой справедливости» имеется в ряде стран. К примеру, он получил широкое распространение в США, Канаде, Швеции и т.д.
 
Но, разумеется, положительный опыт введения единого налога на недвижимость за рубежом необходимо применять с учетом особенностей нашей страны. Так, в данном вопросе нельзя допустить коррупции на местах при определении ставок налога, их надо установить на федеральном уровне.
 
Однако пока что на повестке дня Комитета вопрос об этом налоге не стоит. Тем не менее, согласно «Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», законодателям  в самое ближайшее время предстоит принять главу Кодекса, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан. Также в указанные временные рамки должны быть приняты документы, устанавливающие общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, методику кадастровой оценки недвижимости.
 
Источник: 
RealEstate.ru